Ремонт Двигателей в Дмитровском районе и Дмитрове
«В форсированном двигателе применены кованные поршни…»
Знатокам тюнинга эта фраза знакома, упоминание о кованных поршнях
часто встречается в описании конструкций спортивных двигателей.
Поршни двигателя – одна из самых сложных и нагруженных деталей.
Современная тенденция в спортивном тюнинге – рост максимальных оборотов
двигателя. Следовательно приходиться бороться за массу поршня,
ведь чем легче поршень, тем меньше он под действием боковых, составляющих сил
инерции прижимается к поверхности цилиндра. А значит, меньше будут механические
потери, выше мощность, как правило, больше ресурс и выше максимально допустимые
обороты двигателя.
В борьбе за снижение массы поршень приобрел оригинальную
форму, но напрочь утратил простоту. Во-первых, как известно металл при нагреве
расширяется, причем поршень расширяется неравномерно – больше
в направлении, параллельном оси поршневого пальца, и меньше – в плоскости
качания шатуна.
Происходит это из-за того, что металла в области бобышек-приливов под
поршневой палец - больше, и поэтому если, предположим, поршень был бы
цилиндрическим в холодном состоянии, то при нагреве до рабочей температуры он
станет овальным. Во-вторых, юбка поршня при работе двигателя
тоже нагревается неравномерно, и тоже превратиться в изогнутую, как говорят
специалисты, «корсетную».
Точно также ведет себя и конусная юбка поршня двигателя.
Все это приводит к сокращению пятна контакта поршня с
поверхностью цилиндра, повышенному износу, а в худшем случае – задиру,
прихватыванию поршней и заклиниванию двигателя. А ведь помимо
нагрева, поршень подвергается и давлению газов, и воздействиям
сил инерции – и под их влиянием тоже деформируется.
Понятно, что поршень должен быть как можно легче, прочнее и
как можно меньше изменять свою форму при нагреве и других воздействиях.
Вот типичный портрет современного поршня для двигателя
автомобиля или мотоцикла. Он (поршень) отливается из
аллюминиевого сплава с добавлением кремния и в холодном состоянии имеет
овальную форму, чтобы при нагреве поршня, в силу упомянутых
выше причин, приблизиться к цилиндрической. А для того, чтобы оптимизировать по
форме пятно контакта юбки поршня с цилиндром, профиль юбки поршня
делают бочкоообразным – причем с запасом, чтобы поршень
сохранил форму бочонка и в горячем состоянии.
Кроме того, с целью свести к минимуму температурную деформацию поршня,
в тело поршня заливают стальные, термокомпенсирующие вставки, которые призваны
удерживать область бобышек от чрезмерного расширения. Главный недостаток литых поршней
– процесс литья не свободен от большого процента технологического брака, внутри
металла будущего поршня остаются пустоты, возникают трещины.
Да и твердость сплава после литья и закалки относительно не высока: 80 единиц
по шкале Бринеля.
Поэтому, чтобы соблюсти необходимую прочность литого поршня,
его массу приходится увеличивать. К примеру обычный, заводской поршень
для 16V двигателя ВАЗ, получаемый литьем в кокиль, весит 370 грамм. Как
альтернатива заводским, литым поршням появились кованые
поршни. В принципе их правильнее называть штампованными, т.к. поршни
получают не многократной обработкой давлением, а однократной. Заготовка поршня
помещается в матрицу, прижимается пуансоном и полуфабрикат поршня
готов. Естественно окончательную форму поршня он приобретет только после
механической обработки.
Штамповка поршня под давлением позволяет упрочнить металл и
одновременно сделать поршень гораздо более легким, прочным,
надежным и долговечным.
При этом возникает проблема невозможности ( вернее большой сложности )
запрессовки в поршень термокомпенсирующих вставок и вследствии
этого необходимость в более тщательном подборе профиля поршня.
В качестве сырья для изготовления кованных поршней
используют высококремнистый алюминий (содержание кремния 10-18%), подвергнутый
предварительной деформации, в виде прутка, прошедшего многократную протяжку
через фильеры. В процессе такой протяжки сечение прутка уменьшается вчетверо и
при этом ликвидируются поры в металле будущего поршня и
изменяется его структура. Пруток режется, и болванками закладывается в
гидравлический пресс.
Усилие в 250 тонн и температура 500градусов, поддерживаемая системой
индукционного нагрева, делает чудеса: металл будущего поршня,
словно пластилин, за несколько секунд растекается между матрицей и пуансоном,
принимая форму заготовки поршня. Поскольку процесс
изготовления поршня протекает при неизменной температуре,
называется он изотермической штамповкой. Постоянный нагрев играет здесь большую
роль, ведь если температура в зоне матрицы упадет, то возможна недоштамповка поршня,
те неравномерное распределение металла.
Если температура повысится – то алюминий будущего поршня
попросту начнет плавиться. В результате изотермической штамповки из
предварительно деформированного металла и последующего цикла закалки и
обязательного старения, получается заготовка под будущий кованый поршень
с высокими механическими характеристиками – твердость 130 единиц и отсутствие
технологического брака типа каверн, раковин и трещин. Комплект облеченных поршней
версии «Тюнинг» весит на 50
грамм легче, по сравнению со стандартными, заводскими
ВАЗ-овскими поршнями.
Телефон 8-916-427-44-63. Дмитров Дмитровский район
|